Создатель церкви Воскресения словущего в селе Васильевском Емелиан Игнатьевич Украинцев, выдающийся государственный деятель России последней трети XVII и начала XVIII столетий, прожил необыкновенно интересную, полную и довольно продолжительную жизнь. Его личность достойна подробного описания и обширной монографии. Сам же он, по скромности и убеждениям, даже портрета по себе не оставил. Это был человек дела и чести, много раз оклеветанный, но деяниями своими оправданный и ими каждый раз подтверждавший, что выгоды и слава Отечества для него дороже и личных удобств, и суетного признания современников. Самое существенное свойство его души, источник его сил и залог успехов – его чистая и мужественная вера, его связь со Спасителем Христом.

Очерк жизни и деятельности Е.И. Украинцева

До настоящего времени XVII век привлекал исследователей как переходный период на пути к петровским преобразованиям. В исторической науке большее внимание уделялось тем государственным деятелям, которые отличались своей "прогрессивностью", то есть западничеством; например, В.В. Голицыну или А.С. Матвееву, но многие лица оставались полузабытыми. В данном очерке мы хотели бы сделать опыт предварительного воссоздания портрета одного из видных дипломатов второй половины XVII века, думного дьяка Емелиана Украинцева, десять лет возглавлявшего Посольский приказ, принимавшего активное участие в восшествии на престол Петра I, инициатора воссоединения Киевской митрополии с Московским патриархатом, и, наконец, человека, сумевшего своим искусством и любовью к Родине заключить чрезвычайно важное, выгодное для России перемирие на 30 лет с Турцией в Константинополе, открывшего Петру Великому возможность начать и победоносно закончить Северную войну.

Деятельность таких людей, как Е.И. Украинцев, оказывала глубокое влияние на жизнь русского государства в экономическом, политическом, социальном и культурном отношениях. К сожалению, их личный вклад в развитие русской государственности до сих пор не нашел достойного исследователя как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Эта тема ждёт ещё серьёзного изучения. Здесь же собраны немногие сведения о думном дьяке Е.И. Украинцеве и восстановлен в хронологическом порядке его жизненный и государственный путь, а также отмечены личные заслуги перед Отечеством.

Отдельных монографий, посвященных Е.И. Украинцеву, автору не довелось встретить. Поэтому при написании этой работы были использованы труды дореволюционных (Соловьев, Устрялов, Богоявленский, Белокуров), советских (Веселовский, Богословский) и современных (Богданов, Лаврентьев) историков; словари Брокгауза и Ефрона, и Дипломатический; а также записки иностранцев, посетивших Россию в XVII веке, Корба и Невилля.

По некоторым данным, Е.И. Украинцев происходил из стрельцов. Приблизительной датой его рождения считают 1641 год. Предки и родственники принимали участие во всех войнах XVII века: в Смутное время, в осаде Смоленска, в войне с Речью Посполитой, в Чигиринской битве и т. д. В 1687 г. в жалованной грамоте упоминалось о "службах предков и отца его, которые службы, и ратоборство, и храбрость, и мужественное ополчение, и кровь, и смерть предки и отец его, и он показали". Сам Емелиан Игнатьевич участвовал в Крымских походах (1687-1689), в его ведении находился походный шатёр В.В. Голицына. Крымские походы явились попыткой, с помощью оружия, укрепить южные границы русского государства. Но они не принесли ожидаемого результата. В ход нужно было вводить дипломатию. На этом поприще и преуспел Украинцев.

В 1662 г. с думным дьяком Афанасием Лаврентьевичем Ордын-Нащекиным Е.И. Украинцев едет во Львов, в свою первую миссию, ставшую началом долгого и славного дипломатического пути. По возвращении ему назначается жалование 10 рублей в год.

Служба в Посольском приказе требовала от служащих безупречного поведения, осторожности в общении с иностранцами, аккуратности в делах и точного исполнения приказов. Из этой дипломатической школы выходили люди, представлявшие лицо России. По словам А.Л. Ордын-Нащекина, Посольский приказ – "око всей великой России", ибо по нему иностранцы судят о целом государстве и народе. В его ведении находились международные сношения, иноземная торговля, суд над иностранцами, выкуп и обмен пленных. Дьяки и подьячие составляли интеллигенцию XVII века. Часто выходцы из простой среды, они были весьма сведущими людьми в различных областях, многие знали иностранные языки. Кроме делопроизводителей (дьяков и подьячих), толмачей и переводчиков, в Приказе были свои художники, миниатюристы, золотописцы и каллиграфы. Служащие Приказа были первыми русскими людьми, которые стали носить одежду европейского покроя.

Во второй половине XVII века значение Посольского приказа сильно возрастает: он делается ведущим, влияющим на государственную идеологию и культурную жизнь страны.

Белокаменные палаты Посольского приказа, построенные буквой "П", концы которой выходили к Архангельскому собору, были двухэтажными, с богатым декором по фасаду, на крыше находился глобус. В этом здании хранились дипломатический архив, библиотека рукописных и печатных книг, географические карты, художественные произведения иностранцев, а также многочисленные заморские подарки.

Посольский приказ следил за политической картой мира, экономическим, социальным и культурным состоянием других стран. Это осуществлялось благодаря "статейным спискам", которые велись дьяками во время посольства, где скрупулёзно описывались страна и события день за днём. Записи потом тщательно изучались, систематизировались в Посольском приказе и служили важным информационным источником о загранице. Кроме того, уже во второй половине XVII века Приказ получает иностранные газеты и журналы. Это подтолкнуло служащих дипломатического ведомства к изданию сначала "летучих листков", а затем и первой русской рукописной газеты "Куранты", в которой, помимо политических и военных событий, рассказывалось о необычных происшествиях, стихийных бедствиях и прочем. В Посольском приказе, под руководством возглавлявшего его А.С. Матвеева, был написан первый научный труд по истории России, в котором использовались архивные данные. Он получил название "Титулярник" и украшался красочными миниатюрами, портретами и даже гербами.

В 1665 г. Украинцев сопровождает дьяка Богданова в Варшаву. Известно, что в 1667 году он, в качестве сотрудника или помощника А.Л. Ордын-Нащекина, принимает участие в заключении Андрусовского перемирия. По возвращении его производят в подьячего Посольского приказа. В это время он получает жалование в 25 рублей, а поместный оклад – 300 десятин. В 1671 году Емелиан Игнатьевич назначается гонцом в Польшу, в 1672-73 годах соответственно в Швецию, Данию и Голландию для переговоров о совместных действиях против Турции. По возвращении назначается старшим подьячим с жалованием в 50 рублей, через год увеличенным до 60 рублей. 19 декабря 1674 года Е.И. Украинцев получает звание дьяка. 1676, 1677, 1680 явились годами его посольств в Польшу, а затем в Малороссию, к гетману Самойловичу, для переговоров о возможном союзе против турок.

В 1681 году Украинцев пожалован думным дьяком в Посольском и подведомственных ему приказах: Владимирском, Галицком, Малороссийском, Смоленском, Новгородском, Устюжском. В 1682 г. ему назначен оклад в 250 рублей. При этом специально оговаривалась его исключительность: "а иным его братьем тот оклад не в образец".

Будучи думным дьяком, Украинцев оказывается вовлечённым во все государственные перипетии. В 1682 г. вместе с боярином Одоевским и печатником Башмаковым описывает казну после смерти царя Феодора Алексеевича. Незадолго до этого он принимал участие в уничтожении местничества. Во время борьбы Нарышкиных и Милославских Украинцев явно принимал сторону царевича Петра. Но несмотря на это, после прихода к власти Софьи, он становится заместителем В.В. Голицына, возглавившего Посольский приказ.

Е.И. Украинцев, как один из главных участников заключения Андрусовского перемирия, по которому к России отходили Смоленск, Киев и Левобережная Украина, понимал глубокое значение присоединения Киевской митрополии к Русской Церкви. Для разрешения этого вопроса он направляется в Батурин к гетману Самойловичу в ноябре 1684 года. Предложение было поддержано гетманом и малороссийским духовенством.

В 1685 г. на Киевскую кафедру был избран епископ Гедеон (русский князь Четвертинский), много претерпевший от католиков и униатов во время своего служения в Луцке. В 1685 г., 8 ноября, в Москве патриарх Иоаким возводит его в сан митрополита Киевского. Так свершилось воссоединение Русской Церкви. Это событие имело большой внешнеполитический резонанс.

Следующим шагом русской дипломатии было подписание "Вечного мира" с Польшей в 1686 г., в котором принимал деятельное участие Е.И. Украинцев. Договор закрепил все завоевания русских у Польши и открывал возможность окончательного присоединения всей Украины.

В 1687 г. Емелиан Игнатьевич сопровождает Голицына на Украину, где последний отстраняет Самойловича и ставит новым гетманом угодного себе И. Мазепу.

В 1689 г. Е.И. Украинцев принимает активное участие в воцарении Петра. Голицына ссылают, и Посольский приказ переходит под начальство Украинцева, который он возглавляет в течение 10 лет. В отличие от своих предшественников, Украинцев дольше всех сумел удержаться у власти и пользовался доверием разных, сменяющих друг друга политических группировок. Этот проницательный дипломат распознал в польском посланнике Невилле шпиона, посадил его под домашний арест, тем самым парализовав его деятельность.

Апогеем дипломатии Украинцева явился мирный договор с Турцией в 1700 году. Петр готовился к войне со шведами, поэтому он спешил заключить мир с Османской Империей, чтобы обезопасить южные границы государства. Для исполнения этой сложной и опасной миссии нужно было послать в Константинополь мудрого и искусного дипломата. Вот как комментирует избрание Украинцева посланником австрийский дипломат И.Г. Корб: "Изо всех почти деятелей Московии, сведущих в вопросах государственной политики, он был признан наиболее способным к тому, чтобы исправить тщательной осмотрительностью ошибку заключения двухлетнего перемирия, допущенную в Карловцах другим лицом".

19 апреля 1699 года Е.И. Украинцев назначается чрезвычайным посланником при Оттоманской Порте. Петр I отправляет своих посланников на новом военном сорокашестипушечном корабле, чтобы несколько устрашить турок и крымцев. Царь со всей тщательностью готовится к предстоящему посольству: сам строит корабли на верфях Воронежа, заботится об их снаряжении, регламентирует путь до Константинополя, а также корректирует "наказ" дипломатической миссии, составленный Украинцевым, Возницыным и Головиным. Украинцеву давались очень широкие полномочия, которые свидетельствовали о доверии Петра к своему сподвижнику: "дело учинить по своему рассмотрению". Царь провожает русское посольство до Керчи в сопровождении целого каравана, состоящего из 10 больших кораблей, яхты и галер.

Увидев русские суда, керченский паша, видимо, испугался, спрашивал, зачем пришёл такой большой караван? И присланный из Царьграда пристав настаивал, чтобы посланники ехали в Константинополь сухим путём, через Крым и Буджаки. Но Украинцев отвечал: "По указу великого государя велено нам ехать морем на корабле царского величества, а сухим путём ехать нам не велено, да и не для чего, потому, что тот путь в дальнем расстоянии; видно ты, пристав, хочешь везти нас через Крым для какого-то вымысла; только нам через Крым ехать не для чего, и до хана крымского никакого дела нам нет, говорить с ним не о чем". Пристав пугал посланников: "Видно, вы Черного моря не знаете, каково оно бывает с 15 августа, не напрасно дано ему имя Черное: бывают на нём во время нужды черны сердца человеческие". – "Полагаемся на волю Божию, а сухим путем не поедем", – отвечал Украинцев и закончил спор.

28 августа русский корабль "Крепость" вышел в открытое море, и 2 сентября 1699 года посольство достигло Царьграда. "Скоро увидели Цареград, достойный удивления город. Стены и башни хотя и древнего, но могучего строения. Весь город под черепицу, зело предивные и превеликолепные стоят мечети белого камня, а София – песочного камня. И Стамбул и слобода Перу с воды видны как на ладони".

Прибытие русского корабля вызвало переполох в столице Османской Империи. Торжественно, при пушечной пальбе русская эскадра вошла в константинопольскую бухту и встала на якорь против сераля. Султан не ожидал столь скорого их появления. Каждый день, как пишет Украинцев, не только турки, но французы, немцы, греки, армяне, целыми тысячами приезжали смотреть диковинку. Приезжал великий визирь и даже сам султан. Все удивлялись, хвалили корабль и упрекали голландцев, что учат русских морскому делу. Посольству был отведён двор в самом глухом месте Константинополя, близ городских ворот, именуемых Куликаны или Песочные.

Переговоры начались только в ноябре. Посланники предложили следующие статьи мирного договора:

1) Вечный мир или продолжительное перемирие на основании: "кто чем владеет, тако да владеет", то есть Россия оставляла за собой все завоевания;

2) Гарантия безопасности южных окраин от крымцев;

3) Крепости Азов и Казыкермень с городами царь оставляет себе "не для какой-нибудь себе славы", а для "удержания нападения своевольных людей" обеих сторон;

4) В случае нападения казаков уже после подписания мира на черноморские или крымские места, туркам "вольно побивать их", как злодеев. Так же и Порта должна относиться к нападающим на русские окраины;

5) Условия договора распространяются на все подвластные Османской Империи народы. За нарушение ими мира следует предавать их смертной казни. Так же будет поступать и царь по отношению к своим подданным;

6) Отмена "дачи" крымскому хану;

7) Размен пленными с обеих сторон;

8) Купцам обеих сторон обеспечивается безопасность торговли;

9) Запорожцам вольно плавать от Казыкерменя до днепровского устья для рыбной ловли и для добывания соли, а также ходить в степь для всякого зверя;

10) О ненарушении мирного договора с обеих сторон;

11) Порубежные споры решать мирно через послов;

12) Русским богомольцам вольно ходить в Иерусалим, с них не должно взыскивать никаких поборов;

13) Святые места, отданные католикам, возвратить грекам;

14) Свобода веры для турецких подданных православного вероисповедания, неприкосновенность церквей и монастырей, "вольность" православным строить и ремонтировать свои церкви и отправлять богослужения;

15) Перемирие заключить на 30 лет. По истечении этого срока перемирие может быть продлено далее "на множайшие лета";

16) Особые посольства в Москву и в Константинополь одновременно будут назначены для обмена.

Каждая из этих статей обсуждалась на 23 конференциях, которые продлились до середины июня 1700 года. Украинцев жаловался Петру, что турки "поступают в договорах весьма лукаво, с великим вымыслом и проволочками". Особенно много споров вызвала первая статья. Турки настаивали, что без уступки султану мир не может состояться. Украинцев, который в заключении этого мира желал реальных и существенных выгод для России, долго не соглашался ни на какие уступки и только после царского указа согласился на срытие днепровских городков, отдав пустую землю султану. Пётр, с нетерпением ожидавший скорейшего завершения дела, готов был поступиться русскими завоеваниями, но Е.И. Украинцев, как старый дипломат, упорно отстаивал интересы России. В этом он добился больших успехов: город Азов со всеми старыми и новыми городками оставался у русского государя; земли от Перекопа до реки Миусы должны быть праздными; с кубанской стороны к Азову турки уступили земли на 10 часов езды, "больше того мы у них вытянуть не могли" – писал Украинцев. Решили заключить мир на 30 лет. Одним из важнейших стал пункт о прекращении крымской дачи, указывая, что – "Московское государство свободное и самовластное". Больших привилегий добились посланники для православных: русским паломникам предоставлялся свободный и беспошлинный проезд во Иерусалим и другие святые места; русским духовным лицам гарантировалась безопасность на территории Османской Империи. Относительно возвращения иерусалимских святынь грекам, турки объявили, что к государственным делам это не относится, и включать его в мирный договор не следует. Однако, после подписания мирного договора русские посланники, как частные лица, подали визирю записку не только о святых местах во Иерусалиме, но и о восстановлении сербского Патриарха, о возвращении ему церквей, о разрешении грекам строить и ремонтировать храмы в Константинополе и провинции. Ходатайство это "визирь уважил".

В статейном списке Е.И. Украинцев, кроме подробного изложения событий, даёт географическое, гидрографическое описание Константинополя, рассказывает о дворе султана: зданиях, обычаях, придворном этикете. Емелиан Игнатьевич рисует словесный портрет султана: "возрастом салтан средней, лицом смугл, и скудноват, очи и ус и борода черны, и борода невелика, продолговата".

Русское посольство жило в тяжелых условиях, подобно пленникам: без разрешения не могли покинуть двор, им было запрещено встречаться с другими послами и даже с Константинопольским и Иерусалимским патриархами.

Украинцев пишет к царю: "Послы английский и голландский во всем держат крепко турскую сторону и больше хотят им всякого добра, нежели тебе, великому государю: и в нашем деле никакой помощи от них нет. И не только помощи, никакой ведомости и осторожности нам не чинили" : "А польский посол Рагузинский от имени всей Речи Посполитой прилежно просил турок не мириться с русским царем, а заключить союз с поляками и помочь им отобрать у России Киев и Малороссию".

Единственным другом и настоящим помощником русских в Константинополе был Иерусалимский патриарх Досифей. Притесняемый католиками, он был вынужден покинуть свою кафедру и перебраться в Царьград. Патриарх помогал посланникам чем мог: переправлял с надежными людьми письма в Россию, был для русских в чужой стране политическим советчиком в трудных ситуациях. Он давал даже военные советы на случай войны с турками, совершенно верно оценивая стратегическое положение неприятеля и открывая перспективы боевых действий на черноморском побережье: "А если царское величество изволит начать с ним войну, и тогда надобно прежде взять Очаков, понеже у неприятеля Очаков левый рог, а правый рог – Таган Рог. А взяв Очаков, то надобно Крым взять, а взявши Крым, то будет дорога на Черное море свободная. И тогда пристанут сербы, и волохи, и мультяне, и болгары. А не взяв Очакова и Крыму, турков на море воевать трудно, понеже татаровя в том чинить будут препону. Да и оные народы, для той же опасности, вспоможения чинить не будут". Патриарх Досифей оказался удивительно прозорливым политиком: его советы оставались актуальными и во второй половине XVIII века; можно даже подумать, что екатерининские стратеги руководствовались рекомендациями Иерусалимского патриарха. На посланнический двор он приходил неофициально, пешком, без мантии, в одной референде. Взаимная приязнь патриарха и Украинцева объясняется не только тем, что это люди одного поколения (они были ровесниками) и одной веры, но и тем, что эти два политических деятеля были библиофилами. Емелиан Игнатьевич с неподдельным интересом описывает патриаршию библиотеку, где ему показали "книги вновь купленные – кроники древние греческие, а печатаны во Франции греческим и латинским языком", после чего патриарх Досифей "звал посланников в другую полату и показывал книги древние исторические и латинские, которых в ящиках больше тысящи: и говорил, что у него те книги вместо вотчин, которые имеют в Московском государстве святейший патриарх и митрополиты и монастыри".

Выражением любви патриарха Досифея к Украинцеву явился его прощальный подарок – мощи прп. Марии Египетской с уверительной грамотой на греческом языке. В России Емелиан Игнатьевич изготовил для мощей ("ноги десныя плюсно") серебряный ковчежец с изображением святой, положив туда грамоту. На стенках этого ковчега был выгравирован текст, в котором повествуется о посольстве в Константинополь, о благословении патриарха Досифея и о вкладе думного дьяка в Сретенский монастырь для вечного поминовения его и его близких. После закрытия монастыря в 1928 году мощевик попадает в музей антирелигиозного искусства в Донской монастырь, а оттуда в 1934 г. поступает в ГИМ, но уже без мощей и грамоты. Этот ковчег является, помимо своих главных достоинств, и уникальным источником по истории русской дипломатии петровской эпохи.

3 июля 1700 года "в праздник перенесения честных мощей Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси чудотворца", состоялся обмен мирными статьями. Затянувшиеся многомесячные переговоры закончились благоприятно для России. Они явились, на заре XVIII столетия, началом ослабления Османской Империи, и уже к концу века Россия прочно утверждается на Черноморском побережье.

7 июля гонцы выехали из Константинополя и только через месяц, 8 августа, привезли долгожданную весть о подписании мира с Портой в русскую столицу. А на следующий день Пётр объявляет войну Швеции. Так началась Северная война.

Тем временем русские посланники, после заключения договора, делают визиты послам: английскому, голландскому, венецианскому, цесарскому, польскому и другим. На этих встречах Украинцев ведёт себя рассудительно, осторожно, с достоинством, как и подобает послу великой державы. Он проявляет большую осведомленность в делах иностранных государств. Перед отъездом посланники посещают патриархов Константинопольского и Иерусалимского, благодарят их за святые молитвы и просят благословения на дорогу.

Они добились себе аудиенции у султана, попрощались с вельможами турецкого двора и "воздав Господу Богу благодарение и соверша молебное пение, убрався по посольскому обычаю, поехали из Константинополя в путь свой". Отбытие состоялось 2 августа. 15 ноября 1700 года Украинцев передаёт в Посольский приказ привезённые им документы: султанову грамоту и визирев лист к царю, подлинный экземпляр мирного договора и список с него на латинском языке.

За заключение выгодного для России мира на 30 лет Емелиан Игнатьевич был пожалован думным советником, а в 1702 году получает в вотчину Жерновскую дворцовую волость в Каширском уезде.

В 1702-1706 годах управляет Провиантским приказом. В 1707-1708 годах Украинцев в качестве министра приводит к присяге польских коронных гетманов на верность союзу с Россией. 24 июня 1708 года из Польши едет в Венгрию к князю Ракоци для примирения его с цесарем.

Восьмого августа 1708 года состоялась аудиенция Украинцева в Агрии у князя Ракоци. Двенадцатого сентября, вероятно, в том же месте, где велись переговоры, Емелиан Игнатьевич скончался. Там же и был похоронен.

Емелиан Украинцев – видный дипломат, влиятельный вельможа и богатый человек – имел большие земельные владения, строил дома и церкви, часть из которых сохранилась до наших дней.

По мере продвижения по службе царь жаловал Украинцеву земли как в поместное1 , так и в вотчинное2 владения. Если в начале своей карьеры, в 1665 году, он не имеет никакой собственности, то в 1697 г. владеет землями в шести уездах с 168 крестьянскими дворами. Наиболее крупными из этих владений были село Рождественское, деревни в Шацком уезде, село Васильевское в Звенигородском уезде, село Макарово в Московском уезде.

В селе Васильевском, расположенном на левом берегу Москвы-реки, неподалёку от станции Кубинка, Емелианом Игнатьевичем был построен в 1703-1706 годах каменный храм в честь Воскресения словущего. Церковь представляет характерный образец нарышкинского, (или петровского) барокко и является уникальным памятником архитектуры начала XVIII века. Храм был закрыт в 1937 году; сильно пострадал во время боёв в конце осени 1941 года; дальнейшее его разрушение прямо связано с безбожной властью коммунистов, доведших здание до руин и отдавших его, в конце концов, на растерзание кинематографистам, превратившим святое место в съёмочную площадку с пиротехническими эффектами для некоторых сцен картины "Эскадрон гусар летучих".

В селе Васильевском при Украинцеве насчитывалось 57 дворов и 197 крестьян, а в Жерновской волости Каширского уезда было 137 дворов. Это самая крупная вотчина, пожалованная ему за подписание мира с турками.

Поднимаясь от Ивановского монастыря вверх по Хохловскому переулку, нельзя не обратить внимания на двухэтажные палаты XVII века. Это дом Украинцева, построенный 1667 году. В плане строение образует "Г" ("глаголь"). Даже дом этого горячего патриота своего Отечества продолжал, по его кончине, служить по внешнеполитическому ведомству: промыслом Божиим собственность последнего министра иностранных дел Московского государства была в 1768 году куплена казной и передана архиву Коллегии Иностранных дел. Здесь хранились многочисленные документы: дипломатические переписки, статейные списки, дела старых лет и тому подобное. Эти рукописи привлекали сюда любителей мудрости и старины: Пушкина, Веневитинова, Соболевского, братьев Киреевских, Хомякова и других "архивных юношей". Через сто лет дом опять поменял своего владельца. В 1867 году здесь разместилась известная типография Юргенсона, которая отличалась высоким качеством нотных изданий.

"Е.И. Украинцев, Думный Дьяк Посольской Канцелярии, тайный Советник и Канцлер, Наместник Каргопольский и Чрезвычайный Посол при Оттоманской Порте. Он вырос среди государственных дел, уже давно был Послом при Голландских Штатах и оставил повсюду следы выдающегося благоразумия. Ведя дела счастливо и похвально, он прославился своею мудростью, которая вызвала зависть соперников. Некоторые порочные клеветники часто подвергали жизнь его опасности пред Государем, но по милости Неба он ускользал от их козней и, доказав правоту своих поступков, примирялся с Государем, ненависть которого была вызвана соперниками Украинцева:" Так характеризует думного дьяка его современник, секретарь австрийского посольства, И.Г. Корб.

Емелиан Игнатьевич Украинцев прошёл все ступени приказной системы: от первой до самой высшей, от подьячего до думного советника и Главы многих приказов (министерств) Московского государства. В руках этого человека сосредотачивалась огромная власть – управление Посольским, Малороссийским, Рейтарским, Аптекарским, Казанским, Новгородским, Смоленским, Устюжским, Владимирским, Галицким, Дворцовым судным приказами; Большой Казной и Большим Приходом. Е.И. Украинцев обладал разносторонними знаниями; по-видимому, хорошо знал польский и латинский языки, принимал участие в переводе Хроники Стрыйковского.

Емелиан Игнатьевич был послом во многих государствах мира, побывал и познакомился со странами как Запада, Севера, так и Востока. Ему давались сложные и ответственные поручения. Триумфом его дипломатической деятельности явилось подписание в 1700 году мира с Османской Империей.

Многолетний опыт службы, приумноженный личными качествами, такими как трудолюбие и целеустремлённость, ум и хорошая память, умение верно оценить собеседника сделали его выдающимся политиком и дипломатом, который мог общаться с разными людьми, находить выход из безвыходных ситуаций. Государственные интересы он считал своими личными.

В отличие от будущих министров-иностранцев Украинцев был верующим русским человеком, болевшим за интересы православных даже вне России. Емелиан Игнатьевич считал Православие важным фактором государственной политики – как внутренней, так и внешней. Он видел в нём славу России как Православной державы.

 

М.Д. Чуракова

Hosted by uCoz